Анна Ахматова: биография и творчество

Анна Андреевна Ахматова 

(настоящая фамилия Горенко) появилась на свет 11 (23) июня 1889 года. По семейным преданиям, ее предки по материнской линии связаны с татарским ханом Ахматом, откуда и возник ее псевдоним. Отец был инженером-механиком на флоте и иногда занимался журналистикой. Анна провела детство в Царском Селе, вспоминая зеленые парки, ипподром, старый вокзал и другие места. Каждое лето она проводила на берегу Стрелецкой бухты под Севастополем. В пять лет начала говорить по-французски, слушая, как учительница занималась со старшими детьми. Первое стихотворение Ахматова написала в одиннадцать лет. Училась в Царскосельской женской гимназии, сначала неуспешно, но потом улучшила успеваемость. В 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым, ставшим постоянным адресатом ее стихотворений. После развода родителей в 1905 году, Анна переехала в Евпаторию, а затем окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве в 1907 году. В последующие годы училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге в начале 1910-х годов.

После развода с Гумилевым, Ахматова продолжала активно заниматься литературой. В 1922 году выпустила свой первый сборник стихов «Вечер». Ее творчество было признано критиками и читателями, и она стала одной из ведущих поэтесс своего времени. В период с 1935 по 1940 год Ахматова пережила тяжелые времена, связанные с политическими репрессиями. Ее сын был арестован, а сама поэтесса подверглась гонениям со стороны советских властей. Ее произведения были запрещены к публикации, и ей было запрещено покидать страну. Во время Великой Отечественной войны Ахматова работала в больнице как волонтер, помогая раненым. Ее стихи приносили утешение и поддержку многим людям в трудные времена войны. После смерти Сталина в 1953 году положение Ахматовой улучшилось, и ее творчество стало снова публиковаться. В 1965 году ей было присуждено почетное звание Героя Социалистического Труда. Ахматова скончалась в 1966 году, оставив богатое наследие поэтических произведений, которые продолжают вдохновлять читателей по всему миру.

Первые публикации. Первые сборники. Успех

Начав сочинять стихи в 11 лет и публиковаться с 18 (первая публикация в журнале «Сириус», издававшемся Гумилевым в Париже, 1907), Ахматова впервые представила свои произведения авторитетной аудитории (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910 года. С самого начала семейной жизни она стремилась к духовной самостоятельности и пыталась публиковаться самостоятельно. Осенью 1910 года она отправила стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем передала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова прочитала ему все сочиненное за зиму и получила полное одобрение. С этого времени она стала профессиональным литератором. Вышедший год спустя сборник «Вечер» быстро обрел успех. В 1912 году участники «Цеха поэтов», секретарем которого стала Ахматова, объявили о возникновении акмеизма. В 1913 году ее жизнь протекала под знаком растущей столичной славы: она выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты писали художники, поэты (включая А.А. Блока) посвящали ей стихотворения, что породило слухи об их романе. Возникли новые привязанности Ахматовой к Н. В. Недоброво, А. С. Лурье и другим. В 1914 году вышел второй сборник «Четки», переиздававшийся около 10 раз, принесший ей всероссийскую славу и утвердивший понятие «ахматовской строки». Летом 1914 года Ахматова написала поэму «У самого моря», вдохновленную детскими воспоминаниями о летних выездах в Херсонес под Севастополем.

С 1914 года начинается новый этап в жизни Анны Ахматовой, связанный с Первой мировой войной. В это время она активно участвует в благотворительной деятельности, помогая пострадавшим от военных действий. Помимо этого, Ахматова начинает заниматься переводами, в частности, переводит на русский язык стихи итальянских поэтов. Ее переводы привлекают внимание литературной общественности и получают положительные отзывы.

Октябрьская революция 1917 года оказывает серьезное влияние на творчество Ахматовой. Она остается в России, несмотря на трудности, связанные с новым политическим режимом. Ее произведения подвергаются цензуре, и ей приходится бороться за право на публикацию своих стихов. Тем не менее, Ахматова продолжает творческую деятельность и остается одной из самых ярких фигур русской литературы.

В 1921 году выходит сборник стихов «Белая стая», который вызывает многочисленные дискуссии и разногласия в литературной среде. Несмотря на критику, этот сборник приобретает широкую известность и укрепляет позицию Ахматовой как выдающегося поэта своего времени. Ее творчество продолжает оказывать значительное влияние на русскую литературу и культуру, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю.

В период с 1920-х по 1930-е годы Анна Ахматова продолжает активно заниматься литературной деятельностью, участвуя в литературных кружках и общественных мероприятиях. Она продолжает писать стихи и издавать новые сборники, которые вызывают большой интерес у читателей и критиков.

Однако 1930-е годы становятся сложным периодом для Ахматовой. Ее сын, Лев Гумилев, был арестован и отправлен в лагерь, что стало тяжелым ударом для поэтессы. Ахматова сама подвергается политическим преследованиям из-за своих связей с интеллигенцией. В это время ее произведения запрещаются к публикации, и она сталкивается с большими трудностями в поиске возможностей для творчества.

Несмотря на эти испытания, Ахматова не оставляет творчество. Она продолжает писать, хотя и не может публиковаться. Этот период отмечен глубокими личными переживаниями, которые находят отражение в ее стихах. Ахматова остается одной из ключевых фигур русской литературы, несмотря на все ограничения и преследования, с которыми ей приходится сталкиваться.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Анна Ахматова значительно сокращает свою публичную активность. В этот период она страдает от туберкулеза, болезни, которая долгое время не отпускала ее. Углубленное чтение классиков, таких как А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и другие, оказывает влияние на ее поэтический стиль: остро парадоксальные психологические зарисовки сменяются неоклассицистическими торжественными интонациями. Проницательная критика отмечает в ее сборнике «Белая стая» (1917) усиливающееся «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической», как писал Б. М. Эйхенбаум. Вводя в ранних стихах атмосферу «загадки» и автобиографический контекст, Ахматова внедряет в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Видимая фрагментарность и спонтанность лирического переживания все больше подчиняются сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые годы после революции для Анны Ахматовой были полны лишений и полного отдаления от литературной среды. Однако осенью 1921 года, после смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилева, она, расставшись с Владимиром Шилейко, вновь возвращается к активной деятельности. Ахматова начинает участвовать в литературных вечерах, работать в писательских организациях и публиковаться в периодических изданиях. В том же году выходят два ее сборника: «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 году она связывает свою жизнь с искусствоведом Николаем Пуниным на следующие полтора десятка лет.

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 году новые стихи Анны Ахматовой публикуются в последний раз перед длительным перерывом, после чего на ее имя накладывается негласный запрет. В печати появляются лишь ее переводы, такие как письма Рубенса и армянская поэзия, а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 году арестовывают ее сына Льва Гумилева и Николая Пунина, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 году НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестовывают сына Ахматовой. Переживания этих тяжелых лет, облеченные в стихи, составили цикл «Реквием», который она не решалась записать на бумаге в течение двух десятилетий. В 1939 году после полузаинтересованного замечания Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой несколько публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), который включал как тщательно отобранные старые стихи, так и новые произведения, созданные после долгого молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологической критике и изымается из библиотек.

Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет плакатные стихотворения, среди которых «Клятва» (1941) и «Мужество» (1942) стали всенародно известными. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до начала первой блокадной зимы, и она проводит два с половиной года в Ташкенте. В этот период Ахматова пишет много стихов и активно работает над «Поэмой без героя» (1940-1965), сложным барочным эпосом, посвященным петербургским 1910-м годам.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-1946 годах Анна Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, после того как он узнает о визите к ней английского историка Исаии Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову, наряду с Михаилом Зощенко, главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах ‘Звезда’ и ‘Ленинград'» (1946) ужесточает идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возникает запрет на публикации Ахматовой; исключение было сделано в 1950 году, когда она сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина, в отчаянной попытке смягчить участь сына, который в очередной раз подвергся заключению.

Последние годы. «Бег времени»

В последнее десятилетие жизни Анны Ахматовой ее стихи постепенно начинают доходить до нового поколения читателей, несмотря на сопротивление партийных бюрократов и боязливость редакторов. В 1965 году был издан итоговый сборник «Бег времени». В последние годы жизни Ахматовой было разрешено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово, под Москвой, Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее существование было определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.