Анна Андреевна Ахматова
(настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. По семейной легенде, ее предки по материнской линии связаны с татарским ханом Ахматом, отсюда и произошел ее псевдоним. Ее отец был инженером-механиком на флоте и время от времени занимался журналистикой. Анна провела свои ранние годы в Царском Селе, где она воспоминала зеленые парки, ипподром, старый вокзал и другие места. Каждое лето она проводила у берега Стрелецкой бухты под Севастополем. В пять лет она начала говорить по-французски, слушая, как учительница занималась со старшими детьми. Свое первое стихотворение Ахматова написала в одиннадцать лет. Она училась в Царскосельской женской гимназии, сначала не очень успешно, но потом стала гораздо лучше. В 1903 году она познакомилась с Н. С. Гумилевым, который стал постоянным адресатом ее стихотворений. После развода родителей в 1905 году, Анна переехала в Евпаторию, а затем окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве в 1907 году. В последующие годы она училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге в начале 1910-х годов.
После развода с Гумилевым, Ахматова продолжала активно заниматься литературной деятельностью. В 1922 году она опубликовала свой первый сборник стихов «Вечер». Ее творчество было признано критиками и читателями, и она стала одной из ведущих поэтесс своего времени. В период с 1935 по 1940 год Ахматова пережила трудные времена, связанные с политическими репрессиями. Ее сын был арестован, а сама поэтесса была подвергнута гонениям со стороны советских властей. Ее произведения были запрещены к публикации, и ей было запрещено выезжать за границу. Во время Великой Отечественной войны Ахматова работала в больнице как волонтерка, помогая раненым. Ее стихи приносили утешение и поддержку многим людям в тяжелые времена войны. После смерти Сталина в 1953 году положение Ахматовой улучшилось, и ее творчество стало снова публиковаться. В 1965 году ей было присуждено почетное звание Героя Социалистического Труда. Ахматова умерла в 1966 году, оставив после себя богатое наследие поэтических произведений, которые продолжают вдохновлять читателей по всему миру.
Первые публикации. Первые сборники. Успех.
Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором.
Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
С 1914 года начинается новый этап в жизни Ахматовой — время Первой мировой войны. Она активно участвует в благотворительной деятельности, помогая пострадавшим от военных действий. В это время она также начинает заниматься переводами, переводя на русский язык стихи итальянских поэтов. Ее переводы привлекают внимание литературной общественности и получают положительные отзывы.
В 1917 году происходит Октябрьская революция, которая оказывает серьезное влияние на творчество поэтессы. Ахматова остается в России и сталкивается с трудностями из-за нового политического режима. Ее произведения подвергаются цензуре, и ей приходится бороться за право на публикацию своих стихов. Однако это не мешает ей продолжать творческую деятельность и оставаться одной из самых ярких фигур русской литературы.
В 1921 году выходит сборник стихов «Белая стая», который вызывает многочисленные дискуссии и разногласия в литературной среде. Несмотря на критику, этот сборник приобретает широкую известность и утверждает позицию Ахматовой как выдающегося поэта своего времени.
В период с 1920-х по 1930-е годы Ахматова активно занимается литературной деятельностью, участвует в литературных кружках и общественных мероприятиях. Она также продолжает писать стихи, издавая новые сборники, которые вызывают большой интерес у читателей и критиков.
Сложный период наступает для поэтессы в 1930-е годы, когда ее сын Андрей Знаменский был арестован и отправлен в лагерь. Ахматова сама подвергается политическим преследованиям из-за своих связей с интеллигенцией. Ее произведения запрещаются к публикации, и ей трудно найти возможность для творчества.
«Белая стая»
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания. «Реквием»
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы. «Бег времени»
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.